Типовая форма обучения кунг-фу

Одним из наиболее важных разделов практически любого внутреннего традиционного стиля кун-фу является изучение и практика типовой формы (Таолу), так как система школы Эмэй-пай сложилась под влиянием религиозно-философской доктрины даосизма, вобравшей в себя идею типовых форм, отражающих космический ритм жизни. Это отражено даже в названиях Тао: Тао Зимы, Тао Весны, Тао Лета, Тао Осени. В названиях Тао нашло свое отражение понятие четырех явлений, которые соотносились с четырьмя временами года. Практикуя типовые формы, внимание следует акцентировать на той, которая соответствует теперешнему сезону. Комплексные блоки приемов в типовой форме школы разработаны и построены в такой последовательности, что с исчерпывающей политой и тщательностью учитывают функционирование организма человека в зависимости от времени года.
Правильное изучение практики Тао песет в себе большой оздоровительный эффект, такой же, как индийская йога. Помимо четырех Тао без оружия, в арсенале школы есть еще восемь Тао с различными видами традиционного китайского оружия, которые по своей внутренней сути соответствуют восьми триграммам книги перемен. В каждом Тао с оружием расставлены свои акценты на развитие определенной части тела. Например, типовая форма с прямым мечом (тьхен) акцентирована на развитии кистевых суставов и поясницы, а Тао с широким кривым мечом (тандао) — на развитие локтевых и плечевых суставов и т. д. Таким образом, восемь Тао с оружием представляют собой систему, направленную на гармоничное развитие всего тела. Отказ от изучения какого-нибудь из видов оружия или предпочтение при изучении одного вида оружия другому внесет дисгармонию во всю систему, что повлияет на развитие тела — развитие будет однобоким и некачественным.
При изучении Тао сначала следует совершенствовать внешнюю форму, а затем уже постигать символику внутренней глубины. В трактате о школе Оптового цветка сказано: «Вовне совершенствуй мышцы, кости и кожу, внутри совершенствуй единое ци. Нельзя достичь совершенства, не усвоив внешние формы, однако же непосвященные не ведают истока внутренней силы, поэтому они только размахивают руками и ногами и не могут постичь сокровенный смысл воинского искусства».
Работа над типовой формой должна быть последовательной, неторопливой и безостановочной. Свое восприятие нужно перестроить на состояние непрерывности процесса совершенствования, не следует начинать разучивать Тао, разделяя его на отдельные элементы, удары или блоки, как в каратэ или таэквондо. Согласно китайской методике традиционных школ кун-фу, нужно заучивать сразу целые связки ударов и блоков с перемещениями, поначалу не заботясь о форме, так как основная цель на начальном этапе — поймать ритм инерции перетекания от движения к движению, не напрягая тело, не создавая в нем противоречий.
Когда вы полностью выучите все Тао от начала до конца, на следующем этапе следует уравнять скорости перемещений ударов блоков и уклонов. Это поможет взаимно скоординировать все части тела относительно друг друга. Когда это произойдет, вы почувствуете легкость и непринужденность в движениях, появится ленивая грация без потери стремительности. После этого следует обратить внимание на форму: в стойках сесть как можно глубже, блоки и удары должны выполняться по непрерывным кругам п спиралям, кисти и стоны должны правильно и вовремя проворачиваться в соответствии с фазами движения рук и ног. Дыхание должно быть непрерывным и не сбиваться, удары рук и ног выполняться точно по уровням. Все эти навыки вы должны развить, находясь в непрерывном движении, а потом уже увеличивать общую скорость выполнения всех элементов.
Недопустимо отдавать предпочтение каким-то из них, ибо это увлечение «коронками» может разрушительно повлиять на работу всей системы. Когда вы добьетесь скорости в исполнении Тао, внимание следует переключить на развитие силы, но не мышечно-физической, а силы выплеска удара, которая складывается из двух факторов: концентрации и правильного разгона ударной части тела по спиральным или круговым траекториям.
Когда вы разовьете вышеописанные качества до такого уровня, что можете регулировать их по своему желанию в динамике, тогда следует переходить к следующему уровню — уравновешиванию развитых качеств, проанализировав свои слабые и сильные стороны. Например, если у вас хорошая форма, но недостаточная сила выплеска удара, следует стимулировать дыхание, которое стимулирует силу, увеличится сила — движения станут точнее. Таким образом, двигаясь по пути развития, следует постоянно стремиться к равновесию качества в изучении типовой формы.
Следует отметить, что идея типовых форм, отражающих идею перемен, наиболее ярко проявлена во внутренних стилях китайского кун-фу. Внешние стили сложились под влиянием буддизма, утверждающего иллюзорность всех идей и форм, в том числе и типовых. Поэтому Тао пробуддийских школ свойственна произвольность, которая побуждала мастеров этих школ искать оправдания приемам своего искусства не в правде вечно преемственности просветленного сознания, не в закономерностях бытования символической реальности, а в чисто практических потребностях рукопашного боя. Такого рода забвение истинной символической глубины культурной традиции и стало условием возникновения спортивных видов единоборств, таких как каратэ, айкидо, дзюдо, таэквондо, и не следует забывать, что спортивный рукопашный бой, равно как любая оздоровительная гимнастка, принадлежат к цивилизации, типологически отличной от цивилизации традиционного Китая.
?
Боевое искусство кунг-фу и его стили представлены на Экстрим портале
?
Похожие объявления / новости