Руководство и лидерство

Командование — это действия одного лица, отдающего распоряжения и приказывающего другим что-то сделать. Командный метод наиболее распространен, оправдан и применим в армии, где главенствует принцип единоначалия. Он закрепляет уровень ответственности, как за неисполнительность подчиненных, так и за необоснованно отданный приказ.
Лидерство (от англ. leader— ведущий, руководитель) — определенная социально-психологическая позиция или положение формального (неформального) лица, вынуждающая его своими действиями и поступками удерживать главенствующее положение (первенство) в социальной группе или в состязании. С явлением лидерства связаны важные спортивно-педагогические понятия консолидации и консолидирации. Процесс консолидации предполагает способность спортивного педагога упрочить определенное сообщество спортсменов, укрепить их веру в правильность избранной стратегии спортивной тренировки. Консолидирование — это умение тренера сохранять и поддерживать неформальный спортивно-педагогический авторитет на протяжении длительного времени.
Руководство — это тоже управление. Однако в отличие от него это понятие принято употреблять для обозначения процессов социального управления, организаторской деятельности управленцев и лидеров в обществе и в отдельных группах людей. Руководство спортивным клубом, командой, секцией — сфера профессионально-педагогической деятельности специалистов с высшим образованием по физической культуре. Их деятельность отличает ряд специфических особенностей, связанных с необходимостью решения следующих задач:
• организация отлаженного механизма систематического учебно-тренировочного процесса по виду спорта, удовлетворяющего современному уровню его развития;
• созидание спортивного коллектива, имеющего традиции, продуктивные внутригрупповые связи (взаимодействия) и благоприятный социально-психологический климат;
• постоянное совершенствование частной методики тренировочного процесса, воспитывающих условий жизни и деятельности спортивного коллектива.
Руководство в спорте, основываясь на общих социально-педагогических закономерностях и принципах, вместе с тем зависит от определенных особенностей:
• вида спорта (спортивная дисциплина);
• целей и задач занятий спортом, его подсистем (массовый спорт, спорт высших достижений, профессиональный спорт, юношеский спорт, женский спорт, спорт инвалидов и т. п.);
• социально-психологических особенностей ведущего вида деятельности (учеба, преподавание, административное руководство, спортивные соревнования и т. п.);
• особых условий тренировок и соревнований (на воздухе, в помещениях, переезды, длительность и количество соревнований и т. п.);
• социально-психологических особенностей, традиций и правил общения спортивного коллектива, основанных на специфике развития конкретного вида спорта.
Таким образом, можно прийти к выводу, что руководство спортивным коллективом поднимается до уровня искусства общения тренера со спортсменами, предъявляя высокие требования к интеллектуальной, эмоционально-волевой, нравственной сферам и общекультурному уровню специалиста. Общественная сущность человека отражается в результатах совместной деятельности. Качество совместной деятельности определяется межличностными отношениями людей конкретной группы. Межличностные отношения являются производным индивидуальной и групповой форм сознания людей. Они отражают общественные настроения и создают в конкретной группе через индивидуально преломленное сознание определенный социально-психологический климат.
По данным наших исследований, в достижении спортивных результатов в современном пятиборье фактор «психомоторных способностей» составляет 18,82%, фактор «интеллектуальных способностей» — 13,53, фактор «частной методики» — 11,52, а фактор «социально-психологического климата» — 45,84%.
На реализацию связей и отношений между компонентами уходит 10,29%. Необходимость оценивать и учитывать социально-психологический климат подтверждают опубликованные данные известной английской фирмы «Дженерал электрик», которая связывает показатели успешности продвижений технических проектов с отношением руководства к группе реализации заказа. Показатель определяется и фиксируется в виде «кривых безразличия», смешение которых на графике является признаком успешного или неуспешного хода дела. На рис. 26 представлена разработанная нами модель «социально-психологического климата» спортивного коллектива, при помощи которой можно измерять по девятибалльной оценочной шкале актуальное состояние условий и давать прогноз его дальнейшего становления.
В конечном счете эффективность спортивного труда зависит от настроения группы, которое может понижаться за счет плохих материально-технических условий, а также дидактогений, попросту «склок снизу», вызванных нечутким поведением и грубыми воздействиями тренера, проявлением спортсменами ожидания, тревоги или даже паники, усиливающихся в результате взаимного подражания.
Формирование климата в спортивных командах
?
?
Похожие объявления / новости