Развитие методологии системного подхода

Основное содержание системного подхода заключено не в формальном математическом аппарате, а в его установках. В связи с этим при изучении спортивно-педагогического процесса можно использовать следующие принципы общей теории систем: 1) бесконечного множества; 2) подобия; 3) движения; 4) целевого назначения; 5) сложности; порядка. Универсальность перечисленных принципов заключается в том, что они позволяют выявлять степень сложности, упорядоченность, степень подобия и организацию любых объектов природы, общества, познания.
Теория систем опирается на формальные и неформальные методы, в основе которых лежит аппарат теории множеств. Он позволяет с помощью экстенсиональных и интенсиональных связей (отношений) по существующим правилам задавать множества. При исследовании спортивно-педагогического процесса часто приходится встречаться с разнородными величинами, которые являются самостоятельными переменными. Задать отношения на таких множествах обычными способами трудно. Для этого необходимо основываться на теории подобия, которая позволяет отыскивать сходство между неодинаковыми элементами.
Одинаковость элементов означает полную их взаимозаменяемость, а сходство — качественно иное свойство. При сходстве имеется лишь возможность частичной взаимной замены с допустимыми потерями. Когда для элементов найдено сходство, то разбить их на четкие классы, так чтобы внутри класса они были бы похожи, а между элементами разных классов сходства не было, нельзя. В подобных случаях каждый элемент несет некоторую информацию о других элементах подобия. Возникает размытая ситуация (без четких границ), поэтому степень информации, которую один элемент содержит относительно другого, не будет реальной.
Тип отношений, соответствующий интуитивному представлению о сходстве, называется толерантным. Прагматический смысл такого типа отношений — в возможности перейти к моделям, которые способны нести информацию, отображая расплывчатость смысловых явлений. Такие модели должны представлять не просто множества отмеченных элементов, а «облако» множеств, когда при переходе от множества к множеству прослеживается «отмеченность». Использование отношений толерантности при исследовании даже нечетко структурированного объекта помогает выявить смысловую общность его элементов. Это одна из основ формального подхода к разработке моделей спортивно-педагогического процесса.
Успешное применение системного анализа
?
?
Похожие объявления / новости