
Существует мнение о том, что для анализа произвольно выбранных множеств достаточно применения аппарата и понятий теории отношений элементов. Однако возникает необходимость выявления связей элементов в объекте. При этом понятия «отношение» и «связь» различны. Высказывания о связях с логической точки зрения подчиняются иным правилам вывода. В высказываниях об отношениях действует схема: если А больше В, а В больше С, то следует, что А больше С. Эта схема для высказываний о связях не подходит, так как из положений «А связан с В» и «В связан с С» не следует, что «А связан с С», хотя в некоторых случаях это бывает. Логическая теория знаний о связях не учитывает эмпирического различения связей между элементами и признаками, а также многоплоскостное строение всякого знания. Специфика же получения научной информации о функционировании спортивно-педагогических систем требует такого учета. В данном случае необходимо опираться на концепцию «качественной теории информации» М. Мазура (1974). В соответствии с нею спортивно-педагогический процесс представляет не что иное, как множество состояний, из которых можно выделить сообщения о состояниях и связи между сообщениями. По утверждению М. Мазура, сообщение — идеальное (материальное) состояние, определенным образом отличающееся от других идеальных (материальных) состояний в цепи управления. Связь — трансформация, в результате которой одно из сообщений множества превращается в другое сообщение того же множества. Процесс трансформации указывает на связи между сообщениями заданного множества, а способ задания его — на характер связей. Тогда экстенсиональными связями можно считать связи между элементами заданного множества, а интенсиональными — между их свойствами (логические связи идей, связи между понятиями в некоторой системе знаний и др.).
Успешное применение системного анализа в целях оптимизации сложной задачи управления спортивно-педагогическим процессом становится возможным при небольшом числе переменных и их альтернативных значений. В противном случае исследуемая задача практически неразрешима. С помощью системного подхода осуществляется ограничение исследовательской задачи без существенных отклонений от строгой формулировки. Получение системных оценок, обладающих степенью истинности, требует навыка применения как количественных, так и качественных средств получения научной информации и их сочетаний. Сюда следует отнести:
• применение современных информативных методов качественного анализа («мозговой атаки», «сценариев», «Дельфы», «морфологического», «массовых опросов», моделирования и др.);
• формулирование критериев оптимизации учебно-воспитательного процесса;
• выбор математических методов, позволяющих сократить последовательный анализ возможных комбинаций;
• оценивание «чувствительности» задачи к различным факторам;
• отбрасывание несущественных переменных;
• агрегирование переменных в комплексные факторы.
Методы логического анализа
?
?