Формирование климата в спортивных командах

Коллектив — это группа людей, которую объединяют общие цели, имеющие общественно-ценностный смысл, и совместная деятельность для их достижения. На этой основе члены группы вступают в добровольные отношения взаимной зависимости, руководства и подчинения при равной ответственности перед коллективом. Формирование коллектива относится к одной из целей педагогической деятельности и представляет собой мощное средство воспитания. Процесс этот длительный и сложный. Он подчиняется определенным закономерностям. А. С. Макаренко установил четыре стадии развития коллектива. В основу определения стадий им были положены различия педагогических требований к воспитанникам: 1) первоначальные установочные требования педагога, предъявляемые к группе; 2) требования актива ко всем членам; 3) требования коллектива к каждому члену; 4) требования, предъявляемые на основе самодисциплины каждым членом к самому себе.
Первая стадия — начальный уровень отсчета формирования коллектива. На этой стадии требования выдвигает педагог. В это время он имеет дело с определенной организационной единицей: класс, учебная группа студентов, спортивная секция и т. п. В такой диффузной группе о воспитании личности можно говорить лишь как о потенциальной возможности. Члены индифферентны к положению дел в группе и не предъявляют требований друг к другу. Становление же коллектива возможно при существовании общественно значимой цели и творческой деятельности по ее реализации.
Накопление опыта коллективной деятельности, совместное обсуждение выполненной работы, планирование предстоящих дел — все это и многое другое способствует формированию взаимоотношений делового общения, создает атмосферу заинтересованности в конечных результатах. На этой стадии основной целью педагогического руководства является элементарная организация ее членов путем высокой требовательности, твердости, последовательности, бескомпромиссности педагога и единства исполнения правил всеми членами группы. Необходимо учитывать кратковременность «диктаторского» этапа. В противном случае за видимостью дисциплины и организованности группы могут исчезнуть условия развития активности ее членов. Важнейшим шагом педагога в организации коллективной жизни является создание актива. Это те члены группы, которые действуют в соответствии с интересами коллектива и поддерживают начинания педагога. В последующем они образуют ядро коллектива и будут застрельщиками его сплочения.
Вторая стадия характеризуется тем, что актив, поддерживая требования педагога, предъявляет их к остальным членам коллектива. Вопросы, возникающие в коллективе, уже не решаются единоначально. Для выработки коллегиального решения привлекается актив. Постепенно формируются условия перехода к самоуправлению. Особенностью этой стадии развития коллектива является усложнение практической деятельности воспитанников. Их дела приобретают все большую познавательно-трудовую направленность. Творческий характер деятельности коллектива проявляется в самостоятельном планировании, подготовке, проведении и совместном обсуждении коллективных дел. Дела коллектива формируют у его членов навыки коллективного труда, сотрудничества и взаимопомощи. Актив, являясь, по образному выражению А. С. Макаренко, «совестью коллектива», способствует самодвижению положительных групповых процессов, которые обеспечивают переход от деятельности актива к активной деятельности всех членов коллектива.
Третья стадия наиболее продуктивная. По определению А. С. Макаренко, в этот период коллектив предъявляет требования к «отдельной уклоняющейся капризной личности». Опираясь на накопленный опыт коллективной жизни, заинтересованность в делах коллектива начинают проявлять все его члены. Эта стадия развития коллектива отличается появлением общественного мнения как мощного инструмента коллективного воздействия. Различные события оцениваются коллективом с позиций общественной морали и нравственности. Это становится возможным в результате последовательной и кропотливой работы педагога. На этом этапе им организуются и проводятся коллективные обсуждения планов и итогов совместных дел, отдельных поступков, используются наглядные средства: печать, радио, кино, пропагандируются успехи. Педагог действует с таким расчетом, чтобы члены коллектива имели возможность накапливать положительный опыт общения. Коллективная критика или одобрение способствуют формированию сходных мнений в оценках поступков. Способность к согласию можно рассматривать как показатель нравственной зрелости коллектива. Этот вид отношений выражает дружелюбие, заинтересованное внимание, готовность прийти на помощь друг к другу. Появление устойчивых гуманистических отношений — результат педагогических усилий по сплочению коллектива на этом этапе его развития.
Четвертая стадия характеризуется способностью членов коллектива предъявлять требования к самим себе, исходя из общих задач. Направленность таких задач — широкий нравственный план. Нормы жизни и деятельности коллектива интроецируются в личный план и становятся индивидуальной потребностью. Процесс воспитания в коллективе перерастает в самовоспитание личностей. Способность коллектива справляться с различными требованиями — один из показателей уровня его развития. Другим признаком являются изменения, происходящие внутри коллектива. Они отражаются в делах, в ответственности, в сотрудничестве, в мотивах и нравственных поступках его членов.
Деление процесса развития коллектива
?
?
Похожие объявления / новости